Федерация профсоюзов Одесской области


Требования к формированию учетной политики на предприятии PDF Печать E-mail

 

Учетная политика - это совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для ведения бухгалтерского учета, для составления и представления финансовой отчетности.

Требования к формированию учетной политики на предприятии содержат нормы Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (далее - Закон о бухучете), а также установленные стандарты бухгалтерского учета, в частности, П(С)БУ-1.

Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами (ст. 8 Закона о бухучете, п. 5 раздела III П(С)БУ-1). Если уставом предприятия не предусмотрено право установления учетной политики непосредственно решением собственников (учредителей), то учетная политика оформляется в виде приказа должностного лица (директора) предприятия (см. образец приказа об организации бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности на предприятии (приказ об учетной политике)).

Принципы бухгалтерского учета основываются на беспрерывности и последовательности, то есть постоянном (из года в год) применении предприятием избранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных положениями (стандартами) бухгалтерского учета, и должно быть обоснованным и раскрытым в финансовой отчетности (ст. 4 Закона о бухучете).

То есть переиздавать приказ об учетной политике ежегодно не следует. Это делается исключительно в определенных случаях и обязательно должно быть обоснованным.

Дополнительно следует отметить требования ст. 121 Закона о бухучете, регулирующей применение международных стандартов (МСФУ). Эта норма определяет круг субъектов хозяйствования, которые обязаны применять МСФУ. Остальные субъекты целесообразность использования МСФУ определяют самостоятельно.

Кроме того, пунктом 6 этой статьи определено, что после представления первой финансовой отчетности по МСФО предприятие обязано вести бухучет согласно учетной политике, составленной по международным стандартам. Иными словами, после представления первой отчетности по МСФУ нельзя перейти на ведение учета по национальным стандартам и составлять отчетность на их основе. То есть те предприятия, которые ранее отчитывались по МСФУ, обязаны и в дальнейшем вести учет согласно разработанной по международным стандартам учетной политике (см. также тему Финансовая отчетность).

Составляющие учетной политики предприятия

При составлении приказа об учетной политике предприятие:

-      избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных Законом о бухучете, с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

-      разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций;

-      определяет права работников на подписание бухгалтерских документов и утверждает правила документооборота, а также технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета. Отметим, что порядок документооборота зависит от характера и особенностей хозяйственных операций, их учетного оформления, а также от структуры предприятия и его учетного аппарата. Такой порядок разрабатывает бухгалтерская служба и утверждает руководитель предприятия при определении учетной политики данного предприятия (см. также темы Порядок ведения документооборота и Требования к оформлению первичных документов);

-      при необходимости выделяет на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия (см. тему Порядок создания филиалов (представительств));

-      определяет целесообразность применения международных стандартов.

Приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 635 утверждены Методические рекомендации относительно учетной политики предприятия (далее - Методрекомендации), которые не являются обязательными к применению, но могут применяться всеми предприятиями независимо от организационно-правовых форм собственности (кроме банков, бюджетных учреждений и предприятий, которые в соответствии с законодательством применяют международные стандарты финансовой отчетности).

Составляющие учетной политики предприятия

Составляющие учетной политики согласно

Методрекомендациям

Варианты учета хозяйственных операций и статей активов, капитала и обязательств согласно нормам П(С)БУ

Примечание

Методы оценки выбытия запасов (п. 2.2)

Согласно п. 16 - 23 П(С)БУ-9 при выбытии запасов используется один из следующих методов их оценки:

- идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

- средневзвешенной себестоимости;

- себестоимости первых по времени поступлений запасов (ФИФО);

- нормативных расходов;

- цены продажи.

Порядок организации учета запасов рассмотрен в темах Бухгалтерский учет запасов и Оформление первичных документов по учету запасов на предприятии

Порядок учета и распределения транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) (п. 2.4)

Согласно п. 9 П(С)БУ-9 ТЗР включаются в первоначальную стоимость приобретенных запасов одним из двух способов:

- по методу прямого распределения;

- по методу отражения ТЗР на отдельном субсчете с последующим распределением.

Порядок учета и распределения ТЗР рассмотрен в теме Транспортно-заготовительные расходы.

Отметим, что ТЗР могут либо включаться в себестоимость приобретенных запасов, либо общей суммой отражаться на отдельном субсчете счетов учета запасов с последующим распределением.

Первый вариант предпочтительнее для тех предприятий, которые сумму всех дополнительных затрат, связанных с приобретением и доставкой запасов, могут определить непосредственно в момент их оприходования. Второй вариант в большей степени приемлем для тех предприятий, которые затраты, связанные с приобретением запасов, смогут определить только в конце отчетного периода (месяца) и не могут идентифицировать их с приобретением конкретных единиц запасов

Методы амортизации основных средств (п. 2.5)

Согласно п. 26 П(С)БУ-7 амортизация основных средств может начисляться с применением следующих методов:

- прямолинейного;

- уменьшения остаточной стоимости;

- ускоренного уменьшения остаточной стоимости;

- кумулятивного;

- производственного

Правила отражения в учете амортизации основных средств рассмотрены в теме Амортизация основных средств

Методы амортизации нематериальных активов

Согласно п. 27 П(С)БУ-8 метод амортизации нематериальных активов выбирается предприятием самостоятельно, исходя из условий получения будущих экономических выгод, основываясь на методах, предусмотренных П(С)БУ-7. Если такие условия невозможно определить, то применяется прямолинейный метод

Для признания объекта нематериальным активом согласно п. 6 П(С)БУ-8 должны быть выполнены следующие условия:

- актив как вид права должен быть документально удостоверен и конкретно обозначен (идентифицирован);

- стоимость актива должна быть достоверно определена (документально подтверждены расходы, понесенные на его приобретение)

Методы амортизации долгосрочных биологических активов (если они учитываются по первоначальной стоимости)

Биологические активы учитываются согласно требованиям П(С)БУ-30.

Амортизация долгосрочных биологических активов, учитываемых по первоначальной стоимости, ведется с применением методов, предусмотренных п. 26 П(С)БУ-7.

К биологическим активам согласно П(С)БУ-30 относятся животные или растения, которые в процессе биологических преобразований способны создавать сельскохозяйственную продукцию или дополнительные биологические активы, а также другие экономические выгоды.

При отражении операций учета и приобретения животных следует учитывать, что действие П(С)БУ-30 не распространяется на биологические активы, используемые в деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством. Поэтому животные, используемые не на сельскохозяйственном предприятии, для целей бухгалтерского учета классифицируются как основные средства (см. также тему Учет животных на предприятии)

Методы амортизации инвестиционной недвижимости (если она учитывается по первоначальной стоимости)

Инвестиционная недвижимость учитывается в соответствии с требованиями П(С)БУ-32

Этот вопрос рассмотрен в теме Методы оценки объектов инвестиционной недвижимости и их влияние на финансовый результат

Стоимостные признаки малоценных необоротных материальных активов (МНМА) (п. 2.6) и методы их амортизации

Предприятие может самостоятельно устанавливать стоимостные признаки предметов, которые входят в состав МНМА (п. 5 П(С)БУ-7).

Амортизация МНМА начисляется согласно п. 27 П(С)БУ-7:

- либо в первом месяце использования объекта в размере 50 % его амортизируемой стоимости, и остаток в размере 50 % амортизируемой стоимости в месяце их изъятия из активов (списания с баланса);

- либо в первом месяце использования объекта в размере 100 % его стоимости.

Напомним, что все материальные ценности, срок использования которых превышает 365 календарных дней с момента ввода в эксплуатацию, относятся к необоротным активам, которые, в свою очередь, делятся на основные средства и малоценные необоротные материальные активы (МНМА) по стоимостному критерию (п. 5 П(С)БУ-7), который предприятие определяет самостоятельно и отражает в учетной политике.

Как правило, этот критерий устанавливается в размере, предусмотренном налоговым законодательствам для определения основного средства, а именно п.п. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 НКУ. На сегодняшний день этот критерий составляет 6 000 грн.

Подробнее критерии признания актива основным средством рассмотрены в теме Основные средства

Переоценка необоротных активов (п. 2.7)

Согласно п. 16 П(С)БУ-7, если остаточная стоимость объекта основных средств существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса, то предприятие может осуществить переоценку объекта.

При этом переоценка обязательна только для тех предприятий, которые однажды провели такую переоценку.

Периодичность переоценки устанавливается предприятием.

Этот вопрос рассмотрен в разделе Переоценка основных средств в бухгалтерском учете темы Основные средства

Применение класса 8 и/или 9 Плана счетов (п. 2.8)

Расходы предприятия могут отображаться с использованием счетов:

- класса 8 "Затраты за элементами";

- класса 9 "Расходы деятельности";

- с одновременным использованием счетов класса 8 и 9.

Периодичность отнесения сумм дооценки необоротных активов к нераспределенной прибыли (п. 2.9)

В соответствии с п. 21 П(С)БУ-7 предприятие может самостоятельно выбрать, как относить суммы дооценки к нераспределенной прибыли:

- всю сумму дооценки при выбытии;

- или периодически (ежемесячно, ежеквартально, раз в году) в сумме, пропорциональной начислению амортизации.

Метод исчисления резерва сомнительных долгов (п. 2.10)

Согласно п. 8 П(С)БУ-10 методы исчисления резерва могут быть следующие:

- применение абсолютной суммы сомнительной задолженности;

- применение коэффициента сомнительности.

Если выбран метод применения коэффициента, то в приказе целесообразно также отразить способы его расчета:

- определение удельного веса безнадежных долгов в чистом доходе;

- классификация дебиторской задолженности по срокам непогашения;

- определение среднего удельного веса списанной в течение периода дебиторской задолженности в сумме дебиторской задолженности на начало соответствующего периода за предыдущие 3 - 5 лет.

По методу применения абсолютной суммы сомнительной задолженности величина резерва определяется на основании анализа платежеспособности отдельных дебиторов.

По методу применения коэффициента сомнительности величина резерва рассчитывается путем умножения суммы остатка дебиторской задолженности на начало периода на коэффициент сомнительности.

Определенная на основе классификации дебиторской задолженности величина сомнительных долгов на дату баланса представляет собой остаток резерва сомнительных долгов на ту же дату.

Остаток резерва сомнительных долгов на дату баланса не может быть больше, чем сумма дебиторской задолженности на ту же дату.

Методические вопросы формирования резервов рассмотрены в теме Создание и использование резерва сомнительных долгов в бухгалтерском и налоговом учете.

Перечень создаваемых обеспечений будущих расходов и платежей (п. 2.11)

Согласно п. 13 П(С)БУ-11 обеспечения создаются для возмещения следующих (будущих) операционных расходов:

- на выплату отпусков работникам предприятия;

- на дополнительное пенсионное обеспечение;

- на выполнение гарантийных обязательств;

- на реструктуризацию и выполнение обязательств при прекращении деятельности;

- на выполнение обязательств по обременительным контрактам и т. п.

Обеспечение создается при возникновении вследствие прошлых событий обязательства, погашение которого вероятно приведет к уменьшению ресурсов, воплощающих в себе экономические выгоды, и его оценка может быть расчетно определена. Запрещается создавать обеспечение для покрытия будущих убытков от деятельности предприятия.

Согласно п. 14 П(С)БУ-11 сумма обеспечения на выплату отпусков определяется ежемесячно как произведение фактически начисленной заработной платы работникам и процента, исчисленного как отношение годовой плановой суммы на оплату отпусков к общему плановому фонду оплаты труда с учетом соответствующей суммы отчислений на общеобязательное государственное социальное страхование (см. также раздел Создание резерва отпусков в теме Оплата отпусков).

Отметим, что указывать в приказе на создание резерва отпусков не обязательно, так как данное требование императивное, то есть обязательное для применения (см. также письма Минфина от 09.06.2006 г. № 31-34000-20-25/12321 и от 24.05.2007 г. № 31-34000-10-10/10654).

Порядок выплат, осуществляемых за счет прибыли (для государственных и коммунальных предприятий) (п. 2.12)

Варианты осуществления таких выплат предусмотрены разделом IV Положения о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций, утвержденного приказом Минфина от 19.12.2006 г. № 1213.

Порядок оценки степени завершенности операций по предоставлению услуг (п. 2.13)

В соответствии с п. 11 П(С)БУ-15 оценка может осуществляться по следующим методам:

- изучение выполненных работ;

- определение удельного веса объема услуг, предоставленных на определенную дату, в общем объеме услуг, которые должны быть предоставлены;

- определение удельного веса расходов, понесенных предприятием в связи с предоставлением услуг, в общей ожидаемой стоимости таких расходов.

Сегменты деятельности, приоритетный вид сегмента, принципы ценообразования во внутрихозяйственных расчетах (п. 2.14)

П(С)БУ-29 выделяет следующие виды сегментов:

- географический производственный;

- географический сбытовой;

- хозяйственный.

Перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов, базы их распределения (п. 2.15)

В соответствии с п. 16 П(С)БУ-16 общепроизводственные расходы разделяются на постоянные и переменные.

Постоянные общепроизводственные расходы - это расходы на обслуживание и управление производством, которые остаются неизменными (или почти неизменными) при изменении объема деятельности.

Переменные общепроизводственные расходы - это расходы на обслуживание и управление производством (цехами, участками), которые изменяются прямо пропорционально к изменению объема деятельности.

Предприятия самостоятельно определяют перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов.

Расчет распределения общепроизводственных расходов приведен в теме Бухгалтерский учет формирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг) (п. 2.16)

Перечень статей калькулирования и база распределения устанавливаются предприятием самостоятельно с учетом требований П(С)БУ-16.

Номенклатура статей калькулирования предприятия может учитывать особенности технологии и организации производства предприятия, удельный вес отдельных видов расходов в себестоимости продукции.

Для планирования и бухгалтерского учета определяют производственную себестоимость и себестоимость реализованной продукции. В состав производственной себестоимости продукции (работ, услуг) включаются только затраты, которые непосредственно связаны с производством этой продукции и предусмотрены технологией и организацией производства. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) состоит из производственной себестоимости (работ, услуг), которая была реализована в течение отчетного периода, распределенных постоянных общепроизводственных расходов и сверхнормативных производственных затрат. При этом сверхнормативные затраты включаются в состав себестоимости, если они не связаны с недостачами, порчей, нетехнологическим использованием или нарушением правил хранения на основании решения руководителя предприятия (см. тему Бухгалтерский учет формирования себестоимости продукции (работ, услуг))

Порядок определения степени завершенности работ по строительным контрактам (п. 2.17)

Согласно п. 4 П(С)БУ-18 определение степени завершенности работ может осуществляться по одному из следующих методов:

- измерение и оценка выполненной работы;

- соотношение объема завершенной части работ и их общего объема согласно строительному контракту в натуральном измерении;

- соотношение фактических расходов с начала выполнения строительного контракта до даты баланса и ожидаемой (сметной) суммы общих расходов по контракту

Общие методологические принципы учета строительных работ рассмотрены в теме Себестоимость строительно-монтажных работ.

Дата определения финансовых активов, приобретенных в результате систематических операций (п. 2.18)

Согласно П(С)БУ-13 финансовые активы, приобретенные в результате систематических операций, могут признаваться:

- либо на дату заключения контракта;

- либо на дату его выполнения

База распределения расходов по операциям с инструментами собственного капитала (п. 2.19)

Базой распределения могут быть количество акций или сумма операции (п. 27 П(С)БУ-13)

Количественные критерии и качественные признаки существенности информации (п. 2.20)

Существенная информация - это информация, отсутствие которой может повлиять на решение пользователей финансовой отчетности.

Существенность информации определяется соответствующими национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности и руководством предприятия (п. 3 раздела I П(С)БУ-1). Количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности определяются руководством предприятия, если такие критерии не установлены П(С)БУ, другими нормативно-правовыми актами, исходя из потребностей пользователей такой информации.

Установленные количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях и статьях финансовой отчетности должны обеспечить предоставление пользователям всей информации с достаточной детализацией о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, которые принимаются на ее основе

Количественные критерии и качественные признаки существенности информации приведены также в письме Минфина от 29.07.2003 г. № 04230-04108.

При этом в письме от 15.08.2016 г. № 31-11410-07/23-2644/2467 Минфин затронул вопрос соблюдения критерия существенности информации при исправлении ошибок в бухгалтерском учете.

По сути, Минфин не возражает против использования критерия существенности при исправлении ошибок. Главное, чтобы он был предусмотрен учетной политикой предприятия. То есть если ошибка не превышает существенного критерия, определенного учетной политикой предприятия, ее можно не исправлять. Например, если приказом об учетной политике установлена граница существенности для финансовой отчетности в размере 1 000 грн., то обнаруженные ошибки на сумму менее 1 000 грн. можно не исправлять, так как данные ошибки являются несущественными.

Однако, на наш взгляд, исправлять следует все выявленные ошибки, то есть даже несущественные, особенно если эти ошибки повлияли на финансовый результат, пусть даже и незначительно.

Подробнее этот вопрос рассмотрен в теме Исправление ошибок в бухгалтерском учете

Периодичность отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств (п. 2.21)

Если предприятие является плательщиком налога на прибыль, то отражение в финансовой отчетности отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств осуществляется в соответствии с требованиями П(С)БУ-17.

Отсроченные налоговые активы и отсроченные налоговые обязательства приводятся:

- в промежуточной финансовой отчетности;

- в годовой финансовой отчетности

Критерии разграничения объектов операционной недвижимости и инвестиционной недвижимости (п. 2.22)

Эти критерии самостоятельно определяются предприятием на основании норм П(С)БУ-32

Классификация связанных сторон (п. 2.23)

Связанные лица определяются в соответствии с П(С)БУ-23

Критерии связанных лиц для правил налогового учета приведены в теме Связанные лица

Дата включения простых акций, выпуск которых зарегистрирован, в расчет среднегодового количества простых акций в обращении (п. 2.24)

Для формирования информации о чистой прибыли (убытке) на одну простую акцию определяется в соответствии с п. 6 П(С)БУ-24 дата включения простых акций, выпуск которых зарегистрирован, в расчет среднегодового количества простых акций в обращении

Дата первоначального признания необоротных активов и группы выбытия как содержащихся для продажи (п. 2.25)

Основные требования к признанию и оценке необоротных активов и групп выбытия, содержащихся для продажи, регулируются П(С)БУ-27.

При принятии решения продать основное средство его учет ведется в соответствии с требованиями П(С)БУ-27, согласно которому такие объекты формируют группу выбытия (см. тему Продажа основных средств)

Составление отдельного баланса филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия (п. 2.26)

Предприятие может самостоятельно выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет (см. также тему Виды структурных подразделений, их правовой статус и различия (филиалы, представительства))

Периодичность и объекты проведения инвентаризации (п. 2.27)

Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются собственником (руководителем) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным согласно законодательству

Порядок проведения инвентаризации рассмотрен в теме Порядок проведения инвентаризаций

Определение единицы аналитического учета запасов (п. 2.28)

Согласно п. 7 П(С)БУ-9 единицей учета запасов может быть наименование либо однородная группа запасов

Способ составления отчета о движении денежных средств (п. 2.29)

П(С)БУ-1 предусмотрены два метода составления отчета о движении денежных средств:

- прямой;

- непрямой с применением соответствующей формы отчета

Подходы к отнесению расходов, связанных с улучшением объекта основных средств, к первоначальной стоимости или расходам отчетного периода (п. 2.30)

Если предприятие осуществляет улучшение объекта (модернизацию, модификацию, достройку, дооборудование, реконструкцию и т. п.), в результате чего увеличиваются будущие экономические выгоды по сравнению с ранее ожидавшимися, то понесенные расходы относятся на увеличение первоначальной стоимости основных средств. Альтернативным методом является отражение расходов на ремонт и улучшение основных средств в бухгалтерском учете по правилам, предусмотренным для отражения таких расходов в налоговом учете (п. 14 П(С)БУ-7)

Правила отражения в учете расходов, связанных с улучшением объекта основных средств, рассмотрены в теме Ремонт основных средств

Обращаем внимание, что императивные (обязательные) нормы в учетную политику не включаются. Иными словами, учетной политикой устанавливаются методы оценки, учета и процедур, относительно которых нормативная база содержит более одного их варианта, то есть когда у предприятия есть право выбора использовать тот или иной метод (см. также письмо Минфина от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793).

Например, согласно изменениям, внесенным в П(С)БУ-31 приказом Минфина от 24.09.2010 г. № 1085, с 1 января 2011 года финансовые расходы признаются расходами того отчетного периода, за который они были начислены (признаны обязательствами), кроме финансовых расходов, подлежащих обязательной капитализации (п. 4 П(С)БУ-31). То есть капитализация финансовых расходов, связанных с квалификационным активом, до 1 января 2011 года была не обязательной и осуществлялась только в случае, если предусматривалась учетной политикой предприятия (письмо Минфина от 13.04.2011 г. № 31-08410-07-16/9654). Теперь же П(С)БУ-31 определен единый метод учета финансовых расходов, который с 2011 года становится императивным (обязательным), то есть не подлежит отражению в учетной политике предприятия (см. также тему Методика применения Положения (стандарта) бухгалтерского учета 31 "Финансовые расходы").

Дополнительно отметим, что для отдельных предприятий и ведомств приказами соответствующих министерств разработаны свои рекомендации по разработке учетной политики предприятий. В частности, к таким документам относятся приказы:

-      Минсоцполитики от 18.03.2015 г. № 299;

-      Минагрополитики от 28.01.2009 г. № 56, от 11.04.2007 г. № 254 и от 22.06.2016 г. № 217;

-      Министерства угольной промышленности Украины от 19.06.2006 г. № 338;

-      Минтранссвязи от 23.08.2007 г. № 758;

-      Государственного комитета Украины по водному хозяйству от 10.08.2009 г. № 136.

Внесение изменений в учетную политику предприятия

На основе принципа последовательности учетная политика предприятия должна предусматривать постоянное (из года в год) применение принятой стабильной учетной политики (п. 3.1 Методрекомендаций).

Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных положениями (стандартами) бухгалтерского учета, и должно быть обоснованным и раскрытым в финансовой отчетности (ст. 4 Закона о бухучете).

Изменить учетную политику предприятие может в исключительных случаях, установленных бухгалтерскими стандартами:

-      для субъектов, применяющих международные стандарты (МСФУ), это п. 14 МСБУ;

-      для субъектов, применяющих национальные стандарты (ПСБУ), это п. 9 - 14 П(C)БУ-6.

Так, согласно п. 9 П(C)БУ-6 учетная политика может изменяться только в случаях, если:

-      изменяются уставные требования;

-      изменяются требования органа, утверждающего положения (стандарты) бухгалтерского учета;

-      изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия.

Не считается изменением учетной политики установление учетной политики для событий или операций, которые:

-      отличаются по содержанию от предыдущих событий или операций;

-      не происходили ранее.

Согласно п. 11 П(C)БУ-6 учетная политика применяется относительно событий и операций с момента их возникновения, за исключением случаев, предусмотренных п. 13 П(C)БУ-6.

Влияние изменения учетной политики на события и операции прошлых периодов отражается в отчетности согласно п. 12 П(C)БУ-6 путем:

-      корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года;

-      повторного предоставления сравнительной информации относительно предыдущих отчетных периодов.

Если сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года невозможно определить достоверно, то учетная политика распространяется только на события и операции, которые происходят после даты изменения учетной политики (п. 13 П(C)БУ-6).

Если невозможно различить изменение учетной политики и изменение учетных оценок, то это рассматривается и отражается как изменение учетных оценок (п. 14 П(C)БУ-6).

Минфин в письме от 14.05.2012 г. № 31-08410-07-25/12004 указал, что изменение стоимостных признаков предметов, входящих в состав необоротных активов, рассматривается как изменение учетных оценок. То есть увеличение стоимостного критерия для основных средств следует считать изменением учетной оценки и применять новый стоимостный признак только по отношению к тем объектам, которые вводятся в эксплуатацию после даты ввода нового критерия. Учет объектов, введенных в эксплуатацию до этой даты, остается без изменений, то есть необходимо продолжать учитывать их в составе основных средств с начислением амортизации по ранее принятому методу до окончания срока их полезного использования.

Таким образом, приказ об учетной политике предприятия издается не каждый год. Этот приказ принимается как базовый на время деятельности предприятия и при необходимости в него вносятся изменения с определенного времени. В случае внесения в учетную политику предприятия изменений, по объему охватывающих большую часть текста или существенно влияющих на ее содержание, соответствующий распорядительный документ целесообразно полностью изложить в новой редакции (п. 3.4 Методрекомендаций).

Дополнительно отметим, что Законом Украины от 05.10.2017 г. № 2164-VIII внесены изменения в Закон о бухучете, в частности претерпела изхменений норма, определяющая отчетный период для составления финансовой отчетности. Так, согласно ст. 13 Закона о бухучете отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная финансовая отчетность составляется по результатам I квартала, I полугодия, 9 месяцев. Кроме того, в соответствии с учетной политикой предприятия финансовая отчетность может составляться за другие периоды.

Иными словами, теперь предприятие может, кроме общепринятых периодов (год, квартал, полугодие, 9 месяцев), установить учетной политикой для собственных нужд любую другую периодичность подготовки финотчетности (хоть каждый месяц).

Такое новшество будет полезно для сельхозпроизводителей, которые имеют специфический налоговый отчетный период (с 1 июля прошлого года по 30 июня текущего года), и им приходится вместе с прибыльной декларацией представлять в ГФС большое количество финансовой отчетности, приходящейся на этот период.

Такие налогоплательщики, приняв решение о введение специфического отчетного периода для финансовой отчетности, могут внести соответствующие изменения в учетную политику, обосновав это внесением изменений в Закон о бухучете.

Для других налогоплательщиков, на наш взгляд, такое новшество только усложнит работу, поскольку нетипичная периодичность повлечет за собой прочие учетные последствия, возникающие на дату баланса, в частности необходимость определять курсовые разницы (п. 8 П(С)БУ-21).

В любом случае, вводить специфические отчетные периоды для финансовой отчетности - это право субъекта хозяйствования, а не его обязанность.

Другие аналитические материалы

Особенности передачи дел при увольнении главного бухгалтера

Определение численности работников бухгалтерии

Аверс-Бухгалтерія