Федерация профсоюзов Одесской области


НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И УЧЕТ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ (больничных) PDF Печать E-mail

 

В случае болезни работника (его ребенка или другого члена семьи) работодатель обязан выплатить такому работнику пособие по временной нетрудоспособности в порядке и сроки, предусмотренные Законом Украины от 23.09.99 г. № 1105-XIV "Об общеобязательном государственном социальном страховании" (далее - Закон № 1105).

Однако, помимо начисления и выплаты пособия, в обязанности работодателя входит и его налогообложение по правилам, предусмотренным НКУ и Законом о едином взносе.

Рассмотрим эти правила более подробно.

Удержание налога на доходы

Необходимо уточнить, что собственно пособие по временной нетрудоспособности - это страховая выплата, которая выплачивается работникам за счет средств Фонда социального страхования начиная с шестого дня нетрудоспособности (с первого дня - в отдельных случаях, например в связи с уходом за больным ребенком) (ч. 2 и 3 ст. 22 Закона № 1105).

Что касается первых пяти дней временной нетрудоспособности, то они, как и ранее, оплачиваются за счет средств работодателя в порядке, утвержденном постановлением КМУ от 26.06.2015 г. № 440 (далее - Порядок № 440).

Важно подчеркнуть, что обе выплаты (и пособие по временной нетрудоспособности, и оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя) предоставляются застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое полностью или частично компенсирует потерю заработной платы при наступлении страхового случая (ч. 1 ст. 22 Закона № 1105 и п. 2 Порядка № 440).

В связи с этим обе выплаты с целью обложения налогом на доходы приравниваются к заработной плате (п.п. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14) как компенсационные выплаты, которые предоставляются налогоплательщику в связи с отношениями трудового найма (см. также письма ГНАУ от 19.01.2011 г. № 697/6/17-0715 и от 15.04.2011 г. № 4636/5/17-0716).

Дополнительно отметим, что поскольку источник финансирования рассматриваемых доходов (за счет средств работодателя или Фонда) для целей налогообложения роли не играет, в дальнейшем всю сумму больничных (в том числе оплату за первые пять дней болезни) будем называть пособием по временной нетрудоспособности.

Итак, в соответствии с п.п. 164.2.1 п. 164.2 ст. 164 НКУ суммы пособия по временной нетрудоспособности (больничные) включаются в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода налогоплательщика как выплаты, приравненные к заработной плате, и облагаются налогом при их начислении по ставке, установленной п. 167.1 ст. 167 НКУ, - 18 %.

Отметим, что исключения, предусмотренные п.п. 165.1.1 п. 165.1 ст. 165 НКУ (относительно доходов, которые не включаются в налогооблагаемый доход налогоплательщика), не распространяются на выплаты, связанные с временной утратой трудоспособности (распространяются только на суммы пособия по беременности и родам).

Также необходимо указать, что суммы пособия по временной нетрудоспособности учитываются при определении предельной суммы дохода, дающей право на получение налоговой социальной льготы (далее - НСЛ).

В соответствии с абз. 1 п.п. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 НКУ НСЛ применяется к доходу, начисленному в пользу налогоплательщика в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. (в 2018 году сумма такого дохода равна 2 470 грн. (1 762 грн. х 1,4)).

При соблюдении этого условия любой налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму так называемой обычной НСЛ, размер которой в соответствии с п.п. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 НКУ равен 50 % прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января отчетного налогового года (о других видах НСЛ (детской, повышенной, максимальной) см. в теме Порядок предоставления налоговой социальной льготы по налогу на доходы).

В соответствии с п. 164.6 ст. 164 НКУ при начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата (в том числе больничные), уменьшенная на сумму НСЛ при ее наличии.

Также необходимо отметить правило, предусмотренное абз. 3 п.п. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 НКУ, согласно которому если налогоплательщик получает доходы в виде заработной платы за период ее сохранения согласно законодательству, в том числе за время пребывания на больничном, то с целью определения предельной суммы дохода, дающей право на получение НСЛ, и в других случаях (например, для целей начисления единого взноса), такие доходы (их часть) относятся к соответствующим налоговым периодам их начисления.

Так, если начало и окончание периода временной нетрудоспособности приходятся на разные месяцы (переходящий больничный), то при расчете предельной суммы дохода, дающей право на применение НСЛ, сумма пособия по временной нетрудоспособности распределяется по месяцам, за которые она начислена, пропорционально дням болезни в каждом месяце.

Если в дальнейшем возникнет необходимость уточнения сумм начисленных доходов (в том числе больничных) и удержанного с них налога, работодатель и/или налоговый агент имеет право осуществить перерасчет таких сумм за любой период и в любых случаях для определения правильности налогообложения, независимо от того, имеет ли налогоплательщик право на применение НСЛ (п.п. 169.4.3 п. 169.4 ст. 169 НКУ).

Дополнительные разъяснения о взимании налога на доходы с суммы больничных приведены в письмах ГФС от 25.01.2016 г. № 2237/7/99-99-17-02-01-17 и от 11.02.2016 г. № 2975/10/28-10-06-11.

Что касается порядка уплаты налога на доходы с суммы пособия по временной нетрудоспособности, то он имеет свои особенности, которые заслуживают отдельного рассмотрения.

Напомним, что согласно общим правилам, предусмотренным для начисления и уплаты налога на доходы:

-     лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату в бюджет налога с доходов в виде заработной платы, является работодатель, выплачивающий такие доходы в пользу налогоплательщика (п. 171.1 ст. 171 НКУ);

-     налоговый агент, который начисляет (выплачивает) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, обязан удерживать налог из суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в ст. 167 НКУ (п.п. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 НКУ);

-     налог уплачивается в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода (в данном случае - пособия по временной нетрудоспособности) единым платежным документом (п.п. 168.1.2 п. 168.1 ст. 168 НКУ).

С учетом указанного уточним, что выплата пособия по временной нетрудоспособности для лиц которые работают на условиях трудового договора (контракта), осуществляется в ближайший после дня назначения пособия срок, установленный для выплаты заработной платы (ч. 2 ст. 32 Закона № 1105).

Следовательно, одновременно с получением в учреждении банка денежных средств на выплату больничных работодатель должен уплатить и налог на доходы, а также военный сбор.

Дополнительно отметим, что оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности, которая осуществляется за счет средств работодателя, может быть произведена как в безналичном порядке (с основного текущего счета в банке), так и наличными денежными средствами из кассы предприятия. В последнем случае налог на доходы уплачивается в бюджет в течение трех банковских дней, следующих за днем такой выплаты (п.п. 168.1.4 п. 168.1 ст. 168 НКУ).

В то же время следует напомнить, что сумма пособия по временной нетрудоспособности, которая выплачивается за счет средств Фонда (начиная с шестого дня), сначала должна поступить на отдельный текущий счет страхователя, открытый в банке для зачисления страховых средств.

Этим, собственно, и обусловлены особенности уплаты налога на доходы с суммы пособия по временной нетрудоспособности. Ведь осуществить выплату пособия в срок, установленный ч. 2 ст. 32 Закона № 1105, и уплатить с отдельного текущего счета удержанный с такого пособия налог на доходы работодатель сможет только после зачисления денежных средств на указанный счет.

В связи с этим важно обратить внимание на то, что если финансирование от Фонда задерживается, то выплатить пособие за счет собственных средств работодатель не имеет права (см. также письмо ГНАУ от 15.04.2011 г. № 4636/5/17-0716). В то же время уплатить налог на доходы с суммы пособия он обязан в сроки, предусмотренные НКУ (абз. 2 п. 57.1 ст. 57 НКУ).

Поэтому в случае, когда пособие по временной нетрудоспособности начислено, но не выплачено (в том числе по указанной выше причине), страхователь может уплатить налог с отдельного текущего счета в сроки, установленные НКУ для месячного налогового периода (п.п. 168.1.5 п. 168.1 ст. 168 НКУ), то есть в течение 30 календарных дней (20 + 10), следующих за месяцем, в котором пособие было начислено, но не выплачено (п.п. 49.18.1 п. 49.18 ст. 49 и п. 57.1 ст. 57 НКУ).

Если же и в этот срок денежные средства от Фонда не поступят, работодателю придется уплатить налог на доходы с основного текущего счета из собственных средств. В противном случае к нему как к налоговому агенту могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные п. 127.1 ст. 127 НКУ.

Отметим, что после получения финансирования на выплату пособия за счет средств Фонда страхователь должен произвести уплату налога на доходы повторно, но уже с отдельного текущего счета, на который поступило такое финансирование. Возникшую при этом переплату он имеет право зачесть в счет будущих платежей или вернуть на основной текущий счет работодателя (см. также тему Предоставление и выплата пособия по временной нетрудоспособности, раздел "Этапы выплаты пособия", этап 6).

Обращаем внимание, что приведенный выше порядок уплаты распространяется и на военный сбор, который также удерживается из суммы пособия по временной нетрудоспособности и перечисляется в бюджет одновременно с налогом на доходы.

Взимание военного сбора

Согласно п.п. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX НКУ объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 НКУ, то есть выплаты, которые облагаются налогом на доходы физических лиц.

К таковым, в частности, относятся доходы в виде заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат, которые начисляются (выплачиваются) налогоплательщику в связи с отношениями трудового найма (п.п. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

Как отмечалось выше, суммы пособия по временной нетрудоспособности в целях налогообложения приравниваются к заработной плате и облагаются налогом на доходы физических лиц.

Следовательно, такие суммы являются объектом обложения военным сбором на общих основаниях (см. также Базу знаний "ЗIР", подкатегория 132.02).

Ставка сбора составляет 1,5 % от объекта налогообложения.

В соответствии с п.п. 1.4 п. 161 подраздела 10 раздела XX НКУ порядок уплаты военного сбора регламентируется ст. 168 НКУ. То есть уплата военного сбора, удержанного из суммы пособия по временной нетрудоспособности, осуществляется по правилам, установленным для уплаты налога на доходы физических лиц.

В частности, при выплате пособия через учреждение банка военный сбор уплачивается одновременно с такой выплатой единым платежным документом (п.п. 168.1.2 п. 168.1 ст. 168 НКУ) (более подробно см. в предыдущем разделе).

Начисление единого социального взноса

В соответствии с п.п. 2 п. 1 раздела IV Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Минфина от 20.04.2015 г. № 449 (далее - Инструкция № 449), единый взнос начисляется на суммы, которые определены базой для начисления единого взноса, независимо от источников их финансирования и от того, были выплачены такие суммы фактически после их начисления или нет.

В частности, абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о едином взносе предусмотрено, что для предприятий, выплачивающих работникам пособие по временной нетрудоспособности, базой начисления единого взноса является сумма оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, которая осуществляется за счет средств работодателя, и пособие по временной нетрудоспособности (то есть страховая выплата, которая осуществляется за счет средств Фонда с шестого дня нетрудоспособности).

Важно подчеркнуть, что начисление единого взноса осуществляется в пределах максимальной величины базы начисления единого взноса, которая составляет 15 размеров минимальной заработной платы, установленной законодательно (п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона о едином взносе).

Как предусмотрено п.п. 2 п. 3 раздела IV Инструкции № 449, при начислении единого взноса на сумму пособия по временной нетрудоспособности, период которого составляет более одного месяца, применение максимальной величины осуществляется отдельно за каждый месяц.

Таким образом, с целью проверки на соответствие указанным критериям сумма переходящих больничных распределяется по месяцам болезни, при этом часть больничных, приходящаяся на соответствующий месяц, суммируется с другими выплатами этого месяца. В случае если общий доход работника (с учетом больничных) в месяце его начисления превысит установленную для этого месяца максимальную величину, единый взнос на сумму превышения не начисляется.

Также необходимо отметить правило, предусмотренное ч. 5 ст. 8 Закона о едином взносе, согласно которому если база начисления единого взноса не превышает размер минимальной заработной платы (далее - МЗП), установленной законом на месяц, за который получен доход, сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера МЗП, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и ставки единого взноса (далее - правило МЗП).

Дополнительно отметим, что в соответствии с п. 9 раздела III Инструкции № 449 применение правила МЗП является обязательным при условии пребывания работника в трудовых отношениях по основному месту работы полный календарный месяц или отработки всех рабочих дней отчетного месяца (см. также письмо ГФС от 29.01.2016 г. № 1394/5/99-99-17-03-03-16.

Не применяется правило МЗП к заработной плате, начисленной (п. 9 раздела III Инструкции № 449):

-     физическим лицам не по основному месту работы (совместителям);

-     работникам по основному месту работы в не полностью отработанном месяце (в котором они были приняты на работу либо уволены с работы);

-     работникам - инвалидам, работающим на предприятиях, где ставка единого взноса применяется в размере 8,41 (5,5 или 5,3) %;

-     работникам, которым предоставлен отпуск без сохранения заработной платы в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона Украины от 15.11.96 г. № 504/96-ВР "Об отпусках".

Для указанных работников сумма единого взноса рассчитывается исходя из фактически начисленной заработной платы независимо от ее размера.

В то же время правило МЗП, предусмотренное ч. 5 ст. 8 Закона о едином взносе, распространяется на случаи, когда заработная плата по основному месту работы оказалась менее размера МЗП в связи с пребыванием работника на больничном.

Примеры доначисления единого взноса в таких случаях рассмотрены в письме ГФС от 31.03.2015 г. № 6667/6/99-99-17-03-01-15. И хотя само разъяснение касается 2015 года, изложенный в нем механизм можно применять и к последующим периодам, помня о том, что ставка единого взноса для начисления (в том числе на суммы больничных) составляет 22 %, а удержания из дохода не производятся.

В частности, в указанном письме разъясняется механизм доначисления единого взноса в следующих случаях:

-     если работник отработал часть месяца, а другую часть месяца находился на больничном, при этом база начисления единого взноса (общая сумма начисленной заработной платы и больничного) не превысила размера МЗП, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата, возникает необходимость доначисления такой базы до МЗП. В связи с этим единый взнос, помимо его начисления на суммы заработной платы и больничного, должен быть доначислен на разницу между суммой МЗП и общей суммой дохода;

-     если работник находился на больничном полный месяц (с первого календарного дня месяца до последнего), при этом сумма начисленного ему больничного оказалась менее размера МЗП, установленной законом на месяц, за который начисляется больничный, единый взнос начисляется на сумму больничного и на разницу между МЗП и суммой больничного;

-     для работника (по основному месту работы), у которого начало и окончание больничного приходятся на разные месяцы, единый взнос в месяце начала больничного начисляется за фактически отработанное время, поскольку общая сумма дохода еще неизвестна в связи с отсутствием листка нетрудоспособности. Если после предъявления больничного и распределения его суммы по месяцам (пропорционально дням болезни в каждом месяце), общий доход работника за месяц составит менее МЗП, возникает необходимость доначислить сумму единого взноса за прошлый месяц (месяцы) исходя из размера МЗП, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата. В этом случае единый взнос, помимо его начисления на суммы заработной платы и больничного, должен быть доначислен на разницу между МЗП и суммой дохода в каждом из таких месяцев.

Дополнительно отметим, что одной из причин, по которой общая сумма начисленной работнику заработной платы и больничных не превышает размер МЗП, может быть недостаточный страховой стаж работника, в связи с чем пособие по временной нетрудоспособности начисляется ему в размере 50 (60, 70) % средней заработной платы (см. также письмо ГФС от 29.01.2016 г. № 1394/5/99-99-17-03-03-16).

Напомним, что в соответствии с п. 2 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266, сумма пособия по временной нетрудоспособности исчисляется путем умножения суммы дневной выплаты, размер которой устанавливается в процентах среднедневной заработной платы в зависимости от страхового стажа, на количество календарных дней, подлежащих оплате.

Применим эти правила на условном числовом примере.

Пример 1. Доначисление единого взноса исходя из размера МЗП

Работник болел с 18 июля по 3 августа 2018 года, всего 17 календарных дней (далее - к. д.), в том числе 14 - в июле и 3 - в августе. Оклад работника с 1 января 2018 года установлен в сумме 3 723 грн., а в 2017 году он составлял 3 200 грн. Количество рабочих дней в июле 2018 г. - 22, в августе – 22. Страховой стаж работника - 2,5 года (то есть при расчете больничного среднюю зарплату необходимо умножить на 50 %). Ставка единого взноса - 22 %. Размер МЗП в месяце наступления страхового случая - 3 723 грн.

В июле 2018 года за отработанное время (12 р. д.) работнику была начислена только заработная плата в сумме 2 030,73 грн. (3 723 грн. : 22 х 12). Оплата за дни болезни в июле не производилась ввиду отсутствия больничного листка.

После того как в августе 2018 года работник предоставил листок нетрудоспособности, ему начислили:

-     заработную плату за отработанное время (19 р. д.) в сумме: 3215,32 грн. (3 723 : 22 х 19);

-     больничные - всего в сумме 967,3 грн/ грн., в том числе за дни временной нетрудоспособности: в июле - 796,6 грн., в августе - 170,7 грн.

Расчет суммы больничных производился по следующему алгоритму (см. также тему Расчет пособия по временной нетрудоспособности (больничных)):

-     суммарный заработок расчетного периода (июль 2017 г.- июнь 2018 г.) составил 41 538 грн. [(3 200 грн. х 6 мес.) + (3 723 грн. х 6 мес.)];

-     среднедневной заработок - 113,8 грн. (41 538 грн. : 365 к. д.), где 365 - количество календарных дней расчетного периода;

-     дневная выплата с учетом страхового стажа - 56,90 грн. (113,8 грн. х 50 %);

-     начислено больничных за июль - 796,6 грн. (56,90  грн. х 14 к. д.);

-     начислено больничных за август - 170,7  грн. (56,90 грн. грн. х 3 к. д.);

-     всего больничных - 967,3 грн (796,6 грн. + 170,7 грн.).

Проанализируем приведенные данные.

В июле 2017 года сумма начисленной заработной платы (2 030,73 грн.) не превышает размер МЗП (3 723 грн.). Поскольку на дату начисления единого взноса за июль общая сумма дохода (с учетом больничных) еще неизвестна, то доначисление единого взноса в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона о едином взносе не производится. В связи с этим единый взнос за июль начисляется на заработную плату за фактически отработанное время, и его сумма составит 446,76 грн. (2 030,73 грн. х 22 %).

В августе 2017 года, после того как работник представил "переходящий" больничный, сумма начисленного пособия была распределена по месяцам болезни.

С учетом этого общий доход работника составил:

-     в июле - 2 827,33 грн. (2 030,73 грн. + 796,6 грн.), что не превышает МЗП в размере 3 723 грн. Следовательно, единый взнос необходимо начислить только на сумму больничного за июль 175,25 (796,6 х 22 %) и доначислить на разницу между суммой МЗП и доходом июля в сумме 895,67 грн. (3 723 грн. - 2 827,33 грн). Сумма доначисленного единого взноса составит 197,05 грн. (895,67 грн х 22%). В результате доначисленная в августе за июль сумма единого взноса составит 372,30 грн. (175,25 грн. + 197,05 грн.).

-     в августе - 3386,02 грн. (3215,32 грн. + 170,7 грн.), что также не превышает МЗП в размере 3 723 грн., поэтому единый взнос, помимо его начисления на сумму заработной платы и больничного за август (3386,02 грн.), должен быть доначислен на разницу сумм между минимальной заработной платой ифактически начисленных доходов 336,98 грн. (3 723 грн. - 3386,02 грн.). Сумма доначисленного единого взноса составит 74,14 грн. (336,98 грн. х 22%)

-     в результате суммы начисленного и доначисленного единого взноса за август будут равны соответственно 744,92 (3 386,02 грн. х 22 %) и 37,55 грн. (170,7 грн. х 22 %).

Таким образом, общая сумма единого взноса, начисленного в августе 2018 года, составит 856,61 грн. (744,92 грн. + 37,55 грн. + 74,14 грн.).

Что касается сроков уплаты единого взноса, то здесь следует руководствоваться п.п. 6 п. 3 раздела IV Инструкции № 449, согласно которому начисленные за соответствующий календарный месяц суммы единого взноса уплачиваются не позднее 20 числа следующего месяца, кроме горных предприятий, которые обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за календарный месяц, не позднее 28 числа следующего месяца (см. также Базу знаний "ЗIР", подкатегория 301.04.01).

Дополнительно отметим, что согласно разъяснению, приведенному в письме Фонда от 06.06.2017 г. № 5.1-27-1038, если застрахованное лицо заболело в день увольнения, что подтверждено выданным в установленном порядке листком нетрудоспособности, то после увольнения оно имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона № 1105.

В то же время, как разъяснила ГФС в индивидуальной налоговой консультации от 04.07.2017 г. № 956/6/99-99-13-02-01-15/ІПК единый взнос на сумму такого пособия не начисляется. Объясняется это тем, что после увольнения работника предприятие не несет обязанности страхователя, соответственно и плательщика страховых взносов.

Бухгалтерский учет выплаты пособия

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, учет расчетов по выплатам, которые не относятся к фонду оплаты труда, в частности по больничным, ведется на субсчете 663 "Расчеты по другим выплатам".

По кредиту этого субсчета отражается сумма начисленного пособия, по дебету - сумма удержаний из пособия и его выплата.

В письме Минфина от 27.09.2013 г. № 31-08410-07-27/28296 дополнительно разъясняется, что начисление работникам суммы оплаты первых 5 дней временной нетрудоспособности, которое осуществляется за счет средств предприятия, отражается по дебету субсчета 949 "Другие расходы операционной деятельности" и кредиту субсчета 663 "Расчеты по другим выплатам".

Начисление пособия по временной нетрудоспособности, которое выплачивается за счет средств Фонда, отражается по дебету субсчета 378 "Расчеты с государственными целевыми фондами" и кредиту субсчета 663.

Единый социальный взнос, который начисляется на общую сумму пособия, отражается по дебету субсчета 949 в корреспонденции с субсчетом 651 "Расчеты по общеобязательному государственному социальному страхованию".

Поступление денежных средств на отдельный текущий счет предприятия для выплаты пособия работникам отражается по дебету счета 31 "Счета в банках" и кредиту субсчета 378, а выплата самого пособия - по дебету субсчета 663 и кредиту счета 30 "Касса" (см. также письма Минфина от 06.09.2011 г. № 31-08410-07-25/21750 и от 26.10.2011 г. № 31-08410-07-16/26368).

Если выплата пособия осуществляется непосредственно на картсчет работника, субсчет 663 корреспондирует с кредитом соответствующих субсчетов счета 31 (см. пример 2).

Пример 2. Бухгалтерский учет выплат по листку нетрудоспособности

Работник бухгалтерии болел с 11 июля по 27 июля 2018 года (больничный выдан на 17 календарных дней). Его страховой стаж - 9 лет (при расчете больничного средняя зарплата учитывается в размере 100 %), оклад работника - 4 000 грн. В расчетном периоде (июль 2017 г. - июнь 2018 г.) работник находился в очередном отпуске с 14 мая по 25 мая 2017 года (12 календарных дней).

И в этом же месяце ему были выплачены:

-     2 000 грн. - заработная плата за фактически отработанные в мае 10 р. д. (4 000 грн. : 20 х 10);

-     1622,54 грн. (2 000 грн.) - отпускные;

-     800 грн. - материальная помощь к отпуску, предусмотренная коллективным договором (соответствует материальной помощи систематического характера, которая включается в фонд оплаты труда согласно п.п. 2.3.3 Инструкции № 5).

В расчет больничных включаются дни очередного отпуска (12 календарных дней в мае) и оплата за него (2 000 грн.). Материальная помощь (800 грн. в мае) включается в расчет в полной сумме.

С учетом указанного общая сумма выплат для исчисления средней заработной платы будет равна 48 800 грн. (4 000 грн. х 11 месяцев (заработная плата расчетного периода кроме мая 2018 года) + 2 000 грн. (зарплата за май) + 800 грн. (материальная помощь в мае) + 2 000 грн. (отпускные в мае)).

Количество календарных дней в расчетном периоде - 365.

Исходя из этого среднедневная заработная плата составит 133,70 грн. (48 800 грн. : 365), а сумма пособия по временной нетрудоспособности – 2 272,88 грн. (133,70 х 17 к. д.) в том числе:

-     668,50 грн. - сумма, подлежащая уплате за счет средств работодателя (первые 5 к. д.);

-     1 604,4  грн. - сумма, подлежащая уплате за счет средств социального страхования (оставшиеся 12 к. д.).

Заработная плата работника за отработанные в июле 2018 года 9 рабочих дней составила 1636,36 грн. (4 000 грн. : 22 х 9) (права на налоговую социальную льготу он не имел).

Отражение таких операций в бухгалтерском и налоговом учете предприятия за июль 2018 года показано в таблице.

Учет выплат по временной нетрудоспособности


п/п

Содержание бухгалтерской записи

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Сумма, грн.

Доходы

Расходы

1

Начислена заработная плата работнику за июль 2018 года

92

661

1636,36 

-

1636,36 

2

Начислено пособие за счет средств предприятия (первые пять дней временной нетрудоспособности)

949

663

668,50 

-

668,50 

3

Начислено пособие за счет средств Фонда социального страхования

378

663

1604,4

-

-

4

Начислен единый взнос:

- на сумму заработной платы (1636,36 грн. х 22 %)

92

651

360

-

360

- на общую сумму пособия (2272,88 грн. х 22 %)

949

651

500,03

-

500,03

5

Удержан налог на доходы:

-

-

- из суммы заработной платы (1636,36 грн. х 18 %)

661

641

294,54

-

-

- из суммы пособия за счет средств предприятия (668,50 грн. х 18 %)

663

641

120,33

-

-

- из суммы пособия за счет средств социального страхования (1604,4 х 18 %)

663

641

288,79

-

-

6

Удержан военный сбор:

- из суммы заработной платы (1636,36 грн. х 1,5 %)

661

642

24,55

-

-

- из суммы пособия за счет средств предприятия (668,50 грн. х 1,5 %)

663

642

10,03

-

-

- из суммы пособия за счет средств социального страхования (1604,4 грн. х 1,5 %)

663

642

24,07

-

-

7

Получено пособие от Фонда на специальный счет предприятия

313

378

1604,4

-

-

8

Перечислен единый взнос, начисленный на зарплату и общую сумму пособия (360 + 500,03)

651

311

860,03

-

-

9

Перечислен налог на доходы:

- с зарплаты и суммы пособия за счет средств предприятия (294,54 + 120,33)

641

311

414,87

-

-

- с суммы пособия за счет средств социального страхования

641

313

288,79

-

-

10

Перечислен военный сбор:

- с зарплаты и суммы пособия за счет средств предприятия (24,55 + 10,03)

642

311

34,58

-

-

- с суммы пособия за счет средств социального страхования

642

313

24,07

-

-

11

Перечислены работнику на картсчет:

- заработная плата за июль

(1636,36  - 294,54- 24,55)

661

311

1 317,27

-

-

- сумма пособия за счет средств предприятия (668,50 - 120,33 - 10,03 )

663

311

538,14

-

-

- сумма пособия за счет средств фонда социального страхования (1 604,4 - 288,79 - 24,07)

663

313

1 291,54

-

-

Другие аналитические материалы

Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности

Расчет пособия по временной нетрудоспособности (больничных)

Порядок представления формы Ф 4-ФСС з ТВП в Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности

Выплата пособия по беременности и родам частным предпринимателям

Выдача и заполнение листка нетрудоспособности

Аверс-Бухгалтерія