--return-- Первичка: «рецепты» от Минфина
Федерация профсоюзов Одесской области


Первичка: «рецепты» от Минфина PDF Печать E-mail

07.06.17

Автор : Царевская Татьяна, налоговый эксперт

Продолжаем цикл статей по мотивам разъяснительных писем Минфина, посвященных различным аспектам бухгалтерского учета*. Сегодня — черед первичных документов.

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 25, с. 9; № 29, с. 22; № 31, с. 25; № 39, с. 5.

 

С 3 января 2017 года заработали «упрощенные» требования к бухгалтерской первичке. Напомним их вкратце (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 99, с. 4):

— из определения первичного документа (ст. 1 Закона о бухучете**) убрали оговорку о том, что он «подтверждает хозяйственную операцию». В современной интерпретации первичный документ — это документ, который содержит сведения о хозяйственной операции. Обновленный п. 2.1 Положения № 88*** все так же уточняет: включая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на проведение хозопераций. Детальнее об изменениях, которые претерпелоПоложение № 88, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 43, с. 6;

** Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

*** Положение о документальном обеспечении записей в бухучете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

— из ст. 9 Закона о бухучете исключили норму о том, что первичные документы фиксируют факты осуществления хозопераций и что их нужно составлять при совершении хозоперации, а когда это невозможно — непосредственно после ее завершения;

место составления теперь не обязательный реквизит первички;

— кроме того, в ту же ст. 9 внесли уточнение насчет первичных документов, составленных в электронной форме. Их применяют в бухучете при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте.

Внимание! Первичный документ, как и раньше, является основанием для отражения хозоперации в бухучете (ч. 1 ст. 9 Закона о бухучете). То есть в этом плане принципиально ничего не изменилось.

В наших дальнейших комментариях к разъяснениям Минфина (см. их в таблице) все упомянутые новации учтены.

Первичка в разъяснениях Минфина

№ п/п

Реквизиты письма

Содержание письма

Когда счет-фактура — первичный документ?

1

от 16.02.2017 г. № 31-11410-06-5/4339

Счет-фактура (инвойс) приобретает статус первичного документа и может служить основанием для отражения хозоперации в бухучете только в случае его оплаты

Основной постулат письма таков. Надлежащим образом оформленный счет-фактура (инвойс) является достаточным основанием для отражения в бухучете операций по поставке товаров, работ, услуг (и акт приемки-передачи при этом не нужен), если он: 1) оплачен (что подтверждается соответствующими документами); 2) позволяет идентифицировать хозоперацию и ее участников. Аргументирует свою позицию Минфин ссылкой на измененную ст. 9 Закона о бухучете. Итак, счет-фактура (инвойс) может считаться первичным документом, если он содержит реквизиты первички, названные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете. А именно:

— название предприятия, от имени которого составлен счет-фактура;

— название контрагента;

— содержание и объем хозяйственной операции;

— единицу измерения хозяйственной операции;

— личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, которое принимало участие в оформлении счета-фактуры.

Однако здесь Минфин добавляет главное условие для получения счетом-фактурой статуса первички. Обратите внимание: первичным документом счет-фактура станет только в том случае, если контрагент его оплатит.

В качестве документов, которые подтверждают оплату, могут выступать платежное поручение, расчетный чек, кассовый чек, расчетная квитанция, выписка с карточного счета, квитанция к приходному кассовому ордеру и т. п. То есть любой документ, подтверждающий перечисление (внесение) денежных средств. Важно! Минфин подчеркивает, что оплаченный счет-фактура может заменить акт приемки-передачи. Но актом обычно оформляют только факт выполнения работ/передачу результатов услуг. Да и изменения в Закон о бухучете касательно первичных документов были затеяны с целью устранить административные барьеры для экспорта услуг (см.«Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 99, с. 4). Поэтому использовать счет-фактуру (инвойс) в качестве первички рекомендуем только при оформлении операций по предоставлению услуг. По идее озвученный регулятором подход должен действовать как для зарубежных, так и для внутриукраинских поставок.

Когда бухсправка — первичный документ?

2

от 05.08.2014 г. № 31-11410-08/23-2303/2333

Если хозоперацию оформляют бухсправкой, то в ней непременно приводят обязательные реквизиты первички

То, что бухгалтерская справка является первичным документом, Минфин подтвердил еще в письме от 24.05.2007 г. № 31-34000-10-10/10655. Типовая форма бухсправки установлена Методрекомендациями по применению регистров бухучета, утвержденными приказом Минфина от 29.12.2000 г. № 356. На основании этого документа, как правило, осуществляют корректировочные записи в учетных регистрах в связи с исправлением допущенных ошибок (п. 4.3 Положения № 88). На практике довольно часто используют бухгалтерскую справку самостоятельно разработанной (т. е. произвольной) формы. Такую возможность предоставляет п. 2.7 Положения № 88. Но не забывайте: чтобы бухсправка приобрела признаки первички, она должна содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения № 88. «Самодельная» бухсправка может быть использована в случаях, когда нужно подтвердить операции, показатели которых формируются расчетным путем. Например, при: — определении суммы транспортно-заготовительных расходов, относящейся к реализованным запасам; — расчете суммы торговой наценки предприятиями розничной торговли; — исчислении штрафов и пени за нарушение хозяйственных договоров, а также невыполнение норм действующего законодательства и т. д. Бухгалтерскую справку применяют и в НДС-учете, в частности для целей корректировки налоговых обязательств и налогового кредита при списании задолженностей с истекшим сроком исковой давности (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 78, с. 9). Также можно использовать бухсправку для документирования факта изменения стоимости ранее отгруженных товаров. Подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 39, с. 24. А вот когда товар/работа/услуга получены от контрагента без входной первички, оформить такие операции бухсправкой нельзя. В подобной ситуации составляют акт (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 43, с. 6).

Калькуляция — не первичный документ

3

от 15.02.2013 г. № 31-08410-07/23-357/246

Калькуляция не соответствует признакам первичного документа, поскольку она не фиксирует хозоперацию

Калькуляция — это представленный в табличной форме бухгалтерский расчет затрат в денежном выражении на производство единицы изделия или партии изделий, а также на выполнение работ и услуг (п. 597 Методрекомендаций по формированию себестоимости в промышленности, утвержденных приказом Минпромполитики от 09.07.2007 г. № 373). Таким образом, являясь по своей сути расчетом, калькуляция служит основой для определения средних затрат производства и установления себестоимости продукции. И никакой хозяйственной операции (т. е. действия или события, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия) при этом она не подтверждает.

Согласен с этим и Минфин. Он констатирует: калькуляция себестоимости единицы изготовленной продукции не отвечает признакам первичного документа, поскольку ею не фиксируется никакая хозоперация, распоряжение или разрешение на ее проведение.

Электронная ТД — первичный документ для учета таможенных платежей

4

от 23.01.2013 г. № 31-08410-07-16/2073

Электронная таможенная декларация (ТД) — первичный документ по принятию предприятием обязательства в сумме начисленных таможенных платежей

Вывод комментируемого письма таков: электронная ТД является документом для таможенного оформления и уплаты налогов. Действительно, импортная ТД служит основанием для отражения в бухгалтерском учете таможенных платежей и налогового кредита по «ввозному» НДС. Оформленная в соответствии с требованиями таможенного законодательства экспортная ТД дает право на применение нулевой ставки по НДС. То есть ТД (и бумажная, и электронная) — первичный документ НДС-учета. А вот основанием для оприходования импортного товара и признания дохода по экспортной операции ТД не является. Кроме того, дата оформления ТД далеко не всегда совпадает с датой, на которую приходуют товар и признают экспортный доход. Подробнее об импорте и экспорте товара см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 16, а о дате зачисления импортного товара на баланс — «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 31, с. 27ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

Другие материалы из "Налоги и бухгалтерский учет", 2017, № 45:
180 дней вместо 120 от НБУ, или Чем дальше, тем краше!
Экспорт — дата «нуля»: новые-старые проблемы!
Фискалы об экспорте: расчет базы с учетом минбазы
Решили сдать макулатуру? Поздравляем, вы — счастливый обладатель НДС-льготы!
Личные телефонные разговоры на предприятии и их учет
Используем импортные образцы: что в НДС-учете?
Старая финпомощь и новая налоговая разница: без задвоения доходов
Лимиты наличных расчетов и «сертификация» всей страны
НеПЕЧАТный документ
Офицеры запаса, на первый-второй раcсчитайсь!
Долой уравниловку в должностных окладах!
Доплата до минзарплаты и аванс
Расчеты за сельхозуслуги через РРО
ФЛП на ЕН второй группы: доход 1 млн и платежные карточки
Покупаешь сжиженный газ на АГЗС? «Тільки для себе!..»
Вклад в УК ООО наличными от физлица-иностранца
Бухгалтерский тест за май

Бухгалтер 911