--return-- Гоструда пропихивает через Кабмин потенциально коррупционный порядок проверок (документ) 
Гоструда пропихивает через Кабмин потенциально коррупционный порядок проверок (документ) Печать

13.03.17

Олег Вачаев, hubs.

Как стало известно Hubs, 14 марта на заседании профильного правительственного Комитета может быть одобрен и направлен на рассмотрение заседания Кабмина проект постановления «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Проект). Проектом, в частности, планируется утвердить Порядок осуществления госконтроля за соблюдением законодательства о труде (далее – Порядок).



Уместно будет сказать, что разработчик вышеназванных документов – Госслужба по вопросам труда (Гоструда) из-за многочисленных замечаний предпринимателей и Государственной регуляторной службы (ГРС) продлила их обсуждение до 20 марта.

Тем не менее вице-премьер Павел Розенко дал указание подготовить Проект на рассмотрение правительства до… 9 марта. Это следует из протокола Межведомственной группы с длинным названием, которая занимается вопросами соблюдения законодательства в связи с повышением минимальной заработной платы до 3200 грн. См. ниже п. 4 копии документа.

Другими словами, власти, видимо, сознательно идут на нарушение регуляторной процедуры. А вот чем принятие постановления может обернуться для предпринимателей – дело десятое. Именно по этой причине допустить рассмотрения этого «сырого» и в целом вредного для бизнеса документа нельзя.

Друзья Конвенций

Проект регулирует права и обязанности сотрудников инспекций по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (та самая ст. 259 КЗоТ), а также предполагает делегирование их контрольных функций местным исполкомам и объединенным территориальным громадам (предусмотрено ст. 34 Закона о местном самоуправлении). Обе новации небесполезны в принципе, учитывая, что в Украине, несмотря на повышение размера минимальной зарплаты до 3200 грн, заработанные деньги преимущественно выплачиваются в конвертах.

Что же касается практической реализации «задумок» Гоструда, то они могут выйти боком как раз легальному бизнесу.

Дело в том, что разработчики Порядка пошли на серьезное расширение прав контролеров, взяв за основу конвенции Международной организации труда (МОТ) об инспекции труда в промышлености, торговле и сельском хозяйстве, ратифицированные Украиной. Вышеназванные конвенции содержат три основных принципа работы инспекторов при проведении проверок по вопросам труда: действовать по собственному усмотрению; в случае нарушений применять меры реагирования для оперативного устранения; применять все разрешенные предупредительные меры. Есть правда нюанс. Наши регуляторные органы решили использовать только выгодные им нормы конвенций и частично – отечественного законодательства, проигнорировав те из них, которые ограничивают их беспредельные аппетиты. Но об этом далее.

Итак, Порядком определено, что инспекторы по труду, на основании лишь служебного удостоверения, имеют право беспрепятственно, в любое время суток, без предварительного уведомления проводить внеплановые проверки на любых предприятиях. Мало того, контролеры могут не раскрывать авторства и содержания жалоб о фактах нарушения трудового законодательства.

Значительно расширен и перечень оснований для проведения внеплановых проверок. Например, они могут организовываться на основании информации органов Пенсионного фонда относительно работодателей, у которых от 30% работников трудятся по гражданско-правовым договорам, или работодателей с количеством работающих от 20 чел., у которых в течение месяца прошли сокращения работников на 10% и более.

Данные новации абсолютно не соответствуют нормам действующего законодательства Украины. Поясним почему. Права и обязанности сотрудников контролирующих органов, к которым отнесен и Гоструда, порядок проведения ими проверок регулируются Законом «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

По закону, для того, чтобы свести к минимуму злоупотребления как со стороны проверяющих, так и проверяемых, контролеры при посещении предприятия помимо служебного удостоверения, должны предъявить направление на проверку, подписанное вышестоящим начальником. Регламентировано и проведение самих проверок: о плановых предприятие оповещается заранее, предпринимателям сообщают, кто и по каким вопросам их будет проверять.

Что же касается организации внеплановых проверок, то в Законе содержится исчерпывающий список оснований для них (например, по заявлению самого предприятия, по жалобе гражданина, решению суда и т.п.), но среди таковых нет предложенных в проекте Порядке, разработанном Гоструда. Нелишним будет напомнить, что в соответствии с вышеназванным Законом и при внеплановых посещениях предприятий контролеры также обязаны иметь при себе служебное удостоверение и направление, и проверять они должны именно полученный «сигнал», а не что-то иное.

Мало того, 20 января 2017 г. Минэкономразвития и ГРС подписали совместный приказ №56/5, согласно которому с 28 февраля 2017 г. введена процедура проведения внеплановых проверок только при наличии согласования с ГРС.

Гоструду данные требования категорически не нравятся, поскольку, по словам чиновникам, они не позволяют застать работодателей врасплох: обнаружить нетрудоустроенного работника, факт невыплаты зарплат и т. п.

По данным Игоря Дегнеры, начальника отдела Департамента по вопросам труда Гоструда, если до 2012 г. (именно тогда инспекции по труду начали проводить проверки в соответствии с Законом «Об основных принципах…»), инспекторы выявляли до 11 тыс. официально нетрудоустроенных работников в год, после – всего около 1 тыс. чел. в год.

Да и несоответствие заявленных прав контролеров Гоструда отечественному законодательству, как считают в Службе, отнюдь не криминал, поскольку нормы международного права (конвенций МОТ) имеют приоритет перед национальным законодательством.

Но при этом у Гоструда, видимо, не осведомлены, что в условиях Украины любые поблажки контролирующим органам могут привести к злоупотреблениям. «Организация инспекционных проверок на предмет соблюдения трудового законодательства по-новому создает благодатную почву для беспрепятственного нагибания бизнеса со стороны государства и рейдеров различных калибров», – убежден Виктор Мороз, адвокат, управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex.

Нетрудно себе представить, как расширенными полномочиями могут воспользоваться в исполкомах и объединенных территориальных громадах. Ведь Проект предполагает также передачу контрольных функций местным чиновникам, квалификация которых не выдерживает никакой критики.

Получается, что работодатели окажутся под двойным прессом – со стороны территориальных подразделений Гоструда и органов местного самоуправления, которые практически не будут нести ответственности за свои действия. В тоже время, в связи с повышением «минималки», суммы штрафов за нарушение законодательства о труде просто бешеные: за выплату зарплаты «в конвертах», без официального трудоустройства работника – 96 тыс. грн, за несоблюдение минимальных госгарантий при оплате труда – 32 тыс. грн. В случае же выявления данных нарушений в ходе проверки контролирующим органом сумма штрафа увеличивается до 320 тыс. грн. Другими словами, для неугодных предпринимателей появится тот еще «кнут»! А для проверяющих – потенциально весомая коррупционная надбавка.

Реакция

Еще 6 февраля ГРС отказалась согласовывать Проект, поскольку документ, цитируем, «во-первых, не учитывает интересы как работодателей и работников, так и самих инспекторов Гоструда, во-вторых, не отвечает требованиям действующего законодательства и не регламентирует предмет контроля и механизм его проведения».

В настоящее время Гоструда закончил работу над очередной редакцией документа, четвертой или пятой по счету, которую с подачи вице-премьера Розенко и собирается продвигать 14 марта.

Объективности ради отметим, что под давлением общественного мнения Служба, по словам Игоря Дегнеры, пошла на уступки. В частности, согласно Проекту штрафы будут сразу взиматься только в случаях невыплаты зарплат, несоблюдения минимальных гарантий в оплате и не оформления трудовых отношений.

По всем остальным фактам инспекторы обязаны будут сначала составить предписания об устранении выявленных нарушений. И только в случае невыполнения требований этих документов – налагать штрафы. Тем не менее на принципиальные уступки, а именно на приведение Порядка в соответствие с требованиями Закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля)…», разработчики не пошли.

Позиция работодателей

В начале марта свои замечания относительно Проекта высказал (причем, не в первый раз!) Совместный представительский орган работодателей на национальном уровне (представляет интересы бизнеса в отношениях с Кабмином и Всеукраинскими профсоюзами; далее – СПО). По мнению СПО, большинство замечаний в той или иной мере могут стать основанием для злоупотреблений и усиления давления именно на легально работающий бизнес.

Например, идея о передаче полномочий инспекторов по труду на места не соответствует нормам Конвенции МОТ №81, ратифицированной Законом Украины №1985-IV от 08.09.04 г., которые гласят, что персонал инспекции состоит из госслужащих. К таковым работники исполкомов или объединенных территориальных громад не относятся.

Помимо этого, чиновники органов местного самоуправления не отвечают требованиям, выдвигаемым к инспекторам конвенциями МОТ. К тому же местные органы не имеют статуса госслужб или госучреждений, а именно им вышеназванные конвенции предусматривают возможность (но не обязанность!) передачи определенных функций по инспекции труда. Исходя из этого, в СПО считают, что реализация органами местного самоуправления делегированных полномочий по контролю за соблюдением законодательства о труде может свестись к общественному контролю со стороны профсоюзов. И не более того!

Не выдерживает серьезной критики и расширение прав инспекторов Гоструда в нарушение требований отечественного законодательства о госнадзоре, но будто бы в соответствии с международными конвенциями. Ведь это не совсем так: ст. 12 Конвенции МОТ №81 предусматривает, что данная категория контролеров обеспечена соответствующими документами, которые подтверждают их полномочия и права.

По общему же правилу, перечень же этих документов уточняется национальным законодательством. Стало быть, инспектора по труду обязаны иметь и служебное удостоверение, и направление на проверку. Причем, они должны оформляться в соответствии с требованиями, определенными Законом «Об основных принципах государственного надзора (контроля)…».

Адвокат – об основаниях

Виктор Мороз, адвокат, управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex:

— Существуют реальные опасения, что принятие Порядка в существующем виде приведет к еще большему уходу в тень малого и среднего бизнеса и созданию существенных помех в работе бизнеса большого.

Например, Порядок предусматривает, что основаниями для проведения инспекционных проверок инспекторами могут быть, в частности, информация Госстата или налоговиков о:

— несоответствии количества работников объемам производства по сравнению со средними показателям по соответствующему виду экономической деятельности;

— увеличении количества работников, работающих на условиях неполного рабочего дня, более чем на 20%;

— осуществлении работы по гражданско-правовому договору более года;

— не начислении заработной платы или ее не повышении в пределах суммы индексации;

— работа более чем 30% сотрудников на условиях гражданско-правовых договоров;

— сокращении количества сотрудников на предприятиях со штатом более 20 человек более чем на 10 % за год и т.п.

Учитывая, что Порядок прямо не указывает на то, что приведенные основания для осуществления инспекционной проверки являются исчерпывающими и их к тому же можно трактовать очень широко, полагаю, что проверке может подвергнуться практически любое предприятие.

Более того, непонятно, каким образом будут осуществляться проверки в ряде случаев. Например, на строительных площадках, объектах повышенной опасности. На такие предприятия вход по понятным причинам ограничен, но инспектором по труду такие обстоятельства могут трактоваться как недопуск к проверке.

По материалам

Бухгалтер 911