Вечернее время и доплата не применяются работодателем, если он не подписывал Генеральное соглашение Печать

06.04.17

Консультирует МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

Департамент заработной платы и условий труда

О доплате за работу в вечернее время

ВОПРОС: Обязано ли предприятие, которое не находится в сфере действия отраслевого соглашения, проводить доплату за работу в вечернее и ночное время в соответствии с положениями Генерального соглашения? Или его положения имеют для предприятия рекомендательный характер, и оно должно доплачивать только за работу в ночное время по ст. 108 КЗоТ и НЕ доплачивать за работу в вечернее время, как это предусмотрено Генеральным соглашением?

ОТВЕТ: Согласно статье 14 Закона Украины «Об оплате труда» (далее - Закон) договорное регулирование оплаты труда работников предприятий осуществляется на основе системы соглашений, заключаемых на национальном (генеральное соглашение), отраслевом (отраслевое (межотраслевое) соглашение), территориальному (территориальная соглашение) и местном (коллективный договор) уровнях в соответствии с законами.

Предприятия в соответствии со ст. 15 Закона самостоятельно устанавливают в коллективном договоре формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат, с соблюдением норм и гарантий , предусмотренных законодательством, генеральным, отраслевым (межотраслевым) и территориальными соглашениями.

Согласно статье 9 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях" положения генерального, отраслевого (межотраслевого), территориального соглашений действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, находящихся в сфере действия сторон, которые подписали соглашение.

Следует отметить, что сфера действия стороны коллективного договора определяется сферой действия ее субъектов, действующих в соответствии с законодательством и согласно уставу или положению.

Учитывая нормы ст. 4 Закона Украины «О социальном диалоге в Украине» интересы работников предприятия во время заключения отраслевого соглашения представляет профсоюзная сторона этого соглашения, субъектами которой являются всеукраинские профсоюзы и ИХ объединения, действующие в пределах определенного вида (нескольких видов экономической деятельности), а интересы работодателя - или сторона работодателей, субъектами которой являются всеукраинские объединения организаций работодателей, действующих в пределах определенного вида (нескольких видов экономической деятельности), либо сторона органов исполнительной власти, субъектами которой являются соответствующие централь и органы исполнительной власти.

Учитывая изложенное, обязательными для предприятия положениями отраслевой (территориальной) сделки будут, если и работодатель, и работники предприятия представлены субъектами сторон отраслевой (территориальной) сделки через соответствующее членство и на основании учредительных документов (уставов, положений и т.д.).

Статьей 3 Рекомендации Международной организации труда о коллективных договорах № 91 предусмотрено, что всякий коллективный договор должен связывать стороны, которые его подписали, а также лиц, от имени которых он заключен. А в соответствии с целью этой Рекомендации под коллективным договором понимают всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями работников или (при отсутствии таких организаций) представителями самых работников, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны.

Предприятию, для которого положения отраслевой (территориальной) сделки не обязательны, законами Украины «О коллективных договорах и соглашениях», «О социальном диалоге в Украине» не запрещено их применять.

Работодатель и работники могут в пределах полномочий принять согласованное решение и руководствоваться нормами и положениями отраслевой (территориальной) сделки.

Генеральным соглашением о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2016-2017 годы установлена ​​доплата в размере 20% часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в вечернее время с 18 до 22 ч (при многосменном режиме работы).

Для предприятий, которые находятся в сфере действия генерального, отраслевого (межотраслевого), территориального соглашений, установление этой доплаты в размере не ниже, чем определено соглашениями, в коллективном договоре, является обязательным.

Итак, основным локальным документом предприятия, которым регулируются производственные, трудовые и социально-экономические отношения и согласовываются интересы трудящихся, собственников или уполномоченных ими органов, является коллективный договор (ст. 1 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях»).

Что касается повышенной оплаты работы в ночное время, то поскольку повышенная оплата работы в ночное время относится к государственной гарантии (ст. 12 Закона Украины «Об оплате труда»), в случае привлечения работников к работе в это время должна начисляться доплата за каждый час работы в ночное время.

Инна СКОВЛЮК, главный специалист

"Труд и зарплата" N 7 (1019), 15 февраля 2017 г.

По материалам Учебный центр "Доминанта"